14 июня 2014 г.

Иртыш-батюшка




Ещё из рассказов учителя географии я помню, что Иртыш в переводе с тюркского языка означает ЗЕМЛЕРОЙ, Река очень часто меняла русло, разрушая берега.
Оказывается, Иртыш - самый главный приток реки Обь и самый длинный приток в мире.  Начало своё Иртыш берёт с китайских гор, протекает в Казахстане, в Омской области, Тюменской, в Ханты-Мансийском автономном округе и впадает в реку Обь. А Обь несёт свои воды в Северный Ледовитый океан. Вот такая вот водная дорожка.



Помню запах ила, напоминающий мне запах раннего детства, когда я с папой и мамой, шлёпая босыми ногами, наступая в ямки с тёплой водичкой, бежала на реку. Отец брал кусок мыла, заходил по пояс в реку и, шумно плескаясь и фыркая, смывал с себя мазутную пыль. Папа был трактористом. Мама смеялась, а я тоже плескалась в воде, и однажды эта водичка чуть не затянула меня в ямку. Мама быстро вытащила меня из воды, а я испугалась. Тогда мы жили в селе Евгащино, в сорока километрах от Большеречья. Эту историю и ещё одну я всегда вспоминаю, когда рассказываю детям, как опасен Иртыш. Иртыш изобилует воронками - водоворотами, ямами. Попадёшь в такую воронку и можно утонуть.
Однажды, будучи ещё студенткой педагогического училища  г. Тары, я с друзьями купалась в реке Иртыш. Были мы молоды, и этим всё сказано. Показалось мне, что я смогу доплыть до буйка, качающегося на воде вроде так недалеко от берега. Ну и поплыла. Плыву, плыву, от берега уже далеко, а до буйка ещё плыть надо. Но течение не даёт, силы кончаются, и я понимаю, что тонуть буду. Я кричу, что всё, не могу. Ко мне на помощь плывут друзья, но не все. Они думают, что я пошутила. А у меня от страха уже и рот сводить стало, кричать не могу. Тогда тот, кто хотел меня спасти, тоже стал звать на помощь. Вот тогда-то все и поверили, что дело серьёзное и надо меня спасать. Выйдя из воды, я поклялась, что больше никогда не буду купаться в Иртыше. Вот тебе и землерой. Не только землю роет, но и течение имеет не тихое. Опасная река, серьёзная. С природой шутить нельзя, уважать её надо.
Мы и любим свой Иртыш. Вот он какой, красавчик!



Спуск к реке
Здесь когда-то был пляж. Я помню его с детства. Песок, много отдыхающих. Газировка, вафли - что ещё надо ребёнку! Сейчас пляжа в Большеречье на Иртыше нет. Пляж теперь на речке Большая.

Переправа

Это фото двухгодичной давности, мы переправляемся на ту сторону на пароме
Ширина реки метров 600-700.
На том и на этом берегу среди плакучих ив распластались колючие кустарники ежевики.
В детстве мы с мамой часто ездили на речных теплоходах -  "Ракете" или на "Метеоре" в Екатериновку к тёте. Мне очень нравилось кататься по реке. Когда по реке плывёт большой теплоход, волны добегают до берега и качают на своих волнах купающихся.

Это приток реки Иртыш речка-Большеречка или речка Большая. Он находится чуть левее переправы.

Под кронами тех ив протекает речка-Большеречка.
Спасибо за внимание, друзья!







8 коммент.:

Анонимный комментирует...

Доброй ночи, Татьяна Николаевна! Вот и дождалась я Ваш рассказ об этой удивительной реке - Иртыш. Спасибо! Спасибо и за историю, с душой рассказанную, и за чудесные фотографии. Все вглядывалась в воды Иртыша. Такие они, наверное, все сибирские реки. Вроде издали вода голубая. А вблизи - коричневая. Вспомнила Север Крайний. Там тоже цвет у вод озерных необычно-коричневатый. Посмотрела на карту. Ведь в Тобольске я была. Стояли на крутом берегу какой-то реки даже. Неужели Иртыш??? И почему я не знала? Ворона!!!
А знаете что, Татьяна Николаевна? Вы прекрасный рассказчик! Пишите еще! Я буду ждать!

Анна Борисовна Ткаченко комментирует...

Здравствуйте, Татьяна Николаевне. Зачиталась Вашим рассказом об Иртише, столько любви, столько детских воспоминаний. Фотографии отменные!

Мелихова Татьяна Николаевна комментирует...

Здравствуйте, дорогие мои Надежда Александровна и Анна Борисовна! Мне очень приятно, что вам понравилось. Да, я а здесь выросла. А река ассоциируется с отдыхом, с поездками в гости. Самой приятно было вспомнить детство, молодых родителей, беззаботное время. Спасибо и вам, если бы не вы, не было бы труда душевного. Спасибо!

Ирина Пархоменко комментирует...

Здравствуйте, Татьяна Николаевна! Читала и испытывала те же чувства, что и Вы! На одной реке выросли))) И случаи могу такие же рассказать. Мы еще очень любили пить воду и ключиков, которые били на берегу. На жарком солнышке разомлеешь и бежишь к такому ключику: в нем вода студеная. Все детство ходили на рыбалку! В 5 утра нам не лень было вставать и идти на реку))) Наловим чебачков с окуньками и рады-радешеньки)))
Хочу поделиться фотографией, на которой кусочек Иртыша из детства, но уже заросший травой и деревьями...
[im#]https://lh3.googleusercontent.com/-dbsyH14U1So/U6BV7T6iPtI/AAAAAAAAFPs/UdYuTIBsmnw/w737-h553-no/DSCN0338.jpg[/im]

Мелихова Татьяна Николаевна комментирует...

Доброе утро, Ирина Петровна! Как я рада Вам! Про ключики не знала. Это же противоположный берег? Спасибо за фото!ЗдОрово!

Ирина Пархоменко комментирует...

Это Карташово. Как я его любила! Жаль, что раньше не было фотоаппаратов у нас... То, что Вы видите на фотографии, совсем не тот пейзаж... Раньше деревьев и травы не было, был каменистый берег с плоской галькой, которой было удобно пускать блинчики по воде, а ближе к эстакаде был красивый белый песочек.. Яр высокий! Каждый год на нем делали красивые ступеньки, по которым мы спускались и поднимались. Короче... столько сразу воспоминаний...

Ирина Пархоменко комментирует...

Еще поделюсь фотографией. Это я повернулась в другую сторону и сфотографировала. [im#]https://lh5.googleusercontent.com/-FafXeuvwl8o/U6BV2xOPQ1I/AAAAAAAAFPQ/UfqI8KR8CEI/w856-h642-no/DSCN0328.jpg[/im]

Мелихова Татьяна Николаевна комментирует...

Ирина Петровна, спасибо большое за дополнение. Мне приятно, что Вы тоже окунулись в детство.

Отправить комментарий

Ваши комментарии приветствуются! Обязательно на них отвечу!
Чтобы вставить изображение, используйте теги:
[im].....[/im] - для маленькой картинки
[im#]...[/im] - для большой картинки
Изображение должно быть ссылкой из интернета!