Уроки


Урок русского языка в 3 классе по программе «Школа России»

Учебники под редакцией Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохловой
                                                          
Тема: Единообразное написание корней  однокоренных слов.

Цели:  Закрепление  умения находить однокоренные слова, образовывать их, выделять корень слова, писать корень в однокоренных словах единообразно.
Задачи:                  Развивать универсальные учебные действия:
Личностные:          Воспитывать внимание, аккуратность при письме.
Познавательные:          Развивать умение находить в слове корень; ознакомить с единообразным написанием корней в однокоренных словах.     Формировать у детей осознанность письма.
Регулятивные:          Учить  ставить цели, находить пути их достижения, делать выводы.
Коммуникативные: Учить культурному общению учащихся (знать правила, устанавливать контакты); сотрудничать в различных видах деятельности (ставить цели, планировать свою деятельность).

Тип урока: Усвоение изучаемого материала

Оборудование: экран, проектор, ноутбук.



                                                 Ход урока
1.     Организация класса.
Мы сегодня снова будем писать,
Делать выводы и рассуждать.
А чтобы урок пошёл каждому впрок,
Активно в работу включайся, дружок!

2.     Чистописание
1)     Работа в тетради
- Запишите число. Классная работа.
2)     Каллиграфическая минутка.
Кк?
- Охарактеризуйте букву.
- Какая часть слова начинается на эту букву?
корень 
Зри в корень. Смотри в корень.
- Кода так говорят: «зри в корень» или «смотри в корень»?
- Сегодня на уроке мы тоже будем находить самое главное.

3. Мобилизующий этап. Формирование темы и цели урока.
     - О чём речь пойдёт на уроке? (о корне)
- Назовите изменяемую часть слова (Окончание)
- Что такое основа? (Часть слова без окончания)
- Без чего не может быть основы? (Без корня)
- Что такое корень слова? (Это главная часть родственных слов)
Разделите записанные слова на три группы, работая в парах:

Червь, муха, паук, червяк, червячок, мухоловка, паучок.(слайд)

 - Проверим, как вы разделили слова на группы. 
- Объясните, почему так разделили .
- Как вы писали корни в однокоренных словах?
- Выберите тему сегодняшнего урока:
    
      Правописание безударных гласных в корне.
Единообразное написание корней однокоренных слов.
Состав слова.(слайд)

Единообразное написание корней однокоренных слов.
- Как вы думаете, какую можно выполнять работу, чтобы добиться цели урока?
                                   

2) Постановка проблемы.
    Небо, н(е, и)беса, н(е, и)бесный.
 Сне(г, к),  сн(е, и)говой, сн(е, и)говик.
Соль, с(о,а)лёный, с(а,о)лить. (слайд)
- Объясните, как напишите слова. Вспомните правила.

Вывод: Все корни однокоренных слов пишутся одинаково.

Физминутка.      Вспомним летние деньки,
                                 мы как будто грибники.
                                 Раз, два, три, четыре, пять –
                                  будем по лесу гулять.
(видеофизминутка)


5. Работа по учебнику. (Стр. 119, упр. 74)
- Прочитайте стихотворение, объясните правописание пропущенных орфограмм и письменно ответьте на вопросы к тексту.
- Посоветуйтесь с соседом по парте, как лучше составить предложения, какие буквы вставить и почему.
(слайд)
- Кого Мороз отряхнул с рукавов? – Дед Мороз отряхнул с рукавов снегирей.
 - Что лежит под высокой берёзкой? – Под берёзкой под высокой в частых крестиках снежок.
 - Что сбросит сорока с веток? – Сорока сбросит с веток снежный ком.

 - Найдите в предложениях родственные слова и выделите корень.
Снегирей, снежок, снежный.
- Какой корень выделили?
 Здесь произошло чередование букв Г и Ж.
- Как писали корни?

6.    Работа на доске.
Сформулируйте задание к тексту, не забывая о теме урока.

В з…леной тр…ве прячется -------.
Он ждёт маму ------.
Сч…стливая ------- семейка отправилась ------- д…мой.

Слова для справок: гусеница, гусь, гусыня, гусята, гусеничный, гуськом. гусёнок, гусиный.

 Прочитайте полученный текст, объясните правописание орфограмм, спишите.

7. Домашнее задание
Стр. 118. №72
Разберём  домашнее задание. Кому непонятно?

7.     Рефлексия.
Расскажите, что вы знаете о родственных словах по плану:

1.  Я  знаю, что общая часть родственных слов называется ……
2.  Я  знаю, что однокоренные слова – это ……….
3. Я могу доказать, что корни родственных слов пишутся ……..
4. Мне больше всего понравилось на уроке ……
5. Я ухожу с урока с ………… настроением.(Нарисовать смайлик или показать)
8. Оценивание.
Поднимите красный кружочек, если вы считаете, что работали на «отлично», синий – «хорошо», зелёный – «удовлетворительно»
Учитель комментирует самооцеку детей.

Дополнительно:
Игра:
  - Я буду называть слова, если вы услышите однокоренные слова к слову гриб, наклонитесь и вытяните руки вперед, если слово будет не однокоренное,  тогда встаньте на носочки руки вверх.
Гриб, грибной, гребут, подберёзовик, грибок, градусник, грибочек.




 1 сентября 2012 года
Урок Мира в 3 классе.
Главные слова.
                                                                        
Эпиграф: Дочь Мира зовётся Радостью / финская пословица/

Вас приветствует сейчас
Этот чистый светлый класс.
Мы о самом-самом главном
Поведём теперь рассказ.

-Прочитайте название темы нашего первого урока.

Главные слова.

Какие слова вы считаете главными?
(Дети выходят к доске и записывают названные слова  после слов учителя)

- Стены, крыша, окна в нём,
Перед нами прочный               (Дом)

- В доме кто встаёт так рано?
Обо всех в заботах?                 (Мама)

- Кто ещё живёт в домишке?
                                               (Папа, дочка и сынишка)

- Отвечайте мне, друзья,
Вместе кто они?                   (Семья)

Отправляются с охотой
Папа, мама на работу.
Взяв портфели, скоро-скоро
Побежали дети в школу.

- Нравится вам школа?

Родители и учителя, работники школы подготовили вам её для занятий: белили, красили, ремонтировали. Чтобы нам учиться в такой школе мы будем беречь мебель, уважать труд взрослых, ведь школа – ваш второй дом.
Если школа – ваш второй дом, значит, класс- это тоже ваша семья большая.

- Смотрит солнышко на нас,
Заливает светом класс.
Солнце светит на село,
Назовём мы как его?                            (Большеречье)

- А в селе простой народ
Хлеб растит, трудом живёт.

-Продолжаем наш рассказ:
Где-то далеко от нас
Ярко светит , как звезда.
Главный город наш –                                   (Москва)

- Москва – столица всей страны,
Где живём все вместе мы.
Нет для нас страны красивей
Нашей Родины                                                -России.

Вспомним 41 год,
Как сражался наш народ,
Как узнала вся страна
Слово страшное –                                           война.

Ради нашего будущего многие ваши прадедушки и прабабушки  погибли на той войне, защищая Родину.

Не пустив врага в Москву,
Отстояли всю страну.
От фашизма мир спасли
И победу принесли.

Это было так давно,
Но забыть нам не дано
Про сраженья и про беды.
Про великую победу.

Повторим-ка всё опять,
 Мы должны об этом знать:
Мама, папа, дом, семья,
Солнце, школа, хлеб, Москва,
Мир, Россия –
Это, дети, главные слова на свете!
А войны мы не хотим,
Мир разрушить не дадим! (слово война зачеркнём)

-прочитайте пословицу : Дочь Мира зовётся Радостью.

- Как понимаете?
Все народы мечтают о мире. Только в мире рождается радость.
Что же радостного произошло с вами за это лето? В стране?
- Что огорчило вас?

- Вы настоящие патриоты своей страны.

- Наш класс – это СЕМЬЯ.
 - А вот какая наша семья, мы сейчас узнаем.
 - Если вы согласны со мной, то говорите громко: Да! Да! Да!

 Класс наш в школе самый шумный,
 Что кружится голова!
 Мы вам скажем честно-честно:
 Это класс наш - Да! Да! Да!

 Класс наш в школе самый дружный,
 Просто не разлей вода!
 Мы вам скажем без сомненья:
 Это класс наш - Да! Да! Да!

 Класс наш в школе самый лучший,
 Потому что мы – семья!
 Мы вам скажем дружно-дружно:
 Это класс наш - Да! Да! Да!

 - Вот такая наша школьная семья.
 - Ей уже два года. И год от года она будет все крепче, все дружней!
  И у меня, и у ваших родителей, ребята, главная забота, чтоб вы выросли хорошими людьми.
  И для этого мы прикладываем все силы.
 Любовью и терпением ваших родителей достигается семейное согласие, непрестанным трудом – достаток и благополучие.
 -Помните мудрую заповедь: «Почитай отца своего и мать, и будет тебе хорошо, и ты будешь долго жить!»
 Давайте же дружно скажем своим родителям: «Спасибо, что вы с нами! Мы Вас очень любим!!!»
 - Я желаю Вам, ребята, чтобы в ваших семьях всегда царил мир и покой, чтобы солнышко всегда светило над вашими головами.
 Урок Мира хочется закончить радостными нотками. Ведь радость живёт в мире.
Можно исполнить песню «Дружба» (Барбарики)

Приложение:
Игра «Это я , это я, это все мои друзья!»

1.     Кто ватагою весёлой вовремя приходит в школу?
2.     Кто приходит в школьный класс с опозданием на час?
3.     Кто цветы полил в саду, маме помогая?
4.     Кто на грядках очень ловко с травкой выдернул морковку?
5.     Кто из вас в вагоне тесном уступил старушке место?
6.     Кто дежурным помогает, за порядком наблюдает?
7.     Кто из вас перед едой руки моет чистою водой?
8.     Кто из вас, чтоб не скучать, на уроках будет самолётики пускать?
9.     Кто из вас, хочу я знать, принесёт оценку «5»?


Угадайте, кто

Трудится как … (муравей)
 Трещит как … (сорока)
 Поёт как … (соловей)
 Назойливая как … (муха)
 Красный как … (рак)
 Топает как … (слон) Надулся как … (индюк)
 Нем как … (рыба)
 Упрямый как … (осёл)
Так давайте же в 3 классе будем трудолюбивыми, как муравьи,
Не будем на уроках трещать, как те сороки,
Песни будем петь как соловьи. Не будем назойливыми, как мухи, по коридору не будем бегать и топать, как слоны,  на товарищей не будем дуться по пустякам, как индюки,  на уроках не будем немы , как рыбы, когда надо отвечать, …

 Что вы читали летом?

–Вам предлагается ответить на вопросы:

 1. На чём путешествовал Емеля? (На печке)
 2. В кого превратился гадкий утёнок? (В лебедя)
 3. Воздушный транспорт ведьмы? (Ступа, метла)
 4. Героиня сказки, потерявшая хрустальную туфельку? (Золушка)
 5. Домашняя птица, которая может нести золотые яйца? (Курочка Ряба)
 6. Материал, из которого сделали стойкого солдатика из сказки Андерсена? (Олово)
 7. В чём волшебная сила Хоттабыча? (В бороде)
 8. Персонаж русской сказки, поймавший щуку ведром? (Емеля)
 9. Животное, которое очень трудно тянуть из болота? (Бегемот)
 10. Кресло для царя? (Трон)
 11. Профессия Айболита? (Доктор)
 12. Его писатель Носов услал на Луну? (Незнайка)
 13. Любимое животное старухи Шапокляк? (Крыса Лариска)
 14. Кем был принц из сказки про Чиполино? (Лимоном)

В добрый путь, ребята,
В вечный поиск истины, добра и красоты.
Чтобы явью стали в вашей жизни
Самые заветные мечты!

Шагай по ступенькам знаний смело!
Помни. Ученье – серьёзное дело!













0 коммент.:

Отправить комментарий

Ваши комментарии приветствуются! Обязательно на них отвечу!
Чтобы вставить изображение, используйте теги:
[im].....[/im] - для маленькой картинки
[im#]...[/im] - для большой картинки
Изображение должно быть ссылкой из интернета!