20 марта 2016 г.

Почему необходимо научить ребёнка самооценке

             
Уважаемые родители второклассников,  публикую наше родительское собрание, состоявшееся накануне.
         Начала я собрание с того, как нам необходимо развивать у детей память, речь, но в обучении и воспитании детей всё так взаимосвязано, что говорить можно безостановочно о всех процессах развития и сопутствующих подводных камнях, препятствующих высокому результату учебной деятельности.

                 Сначала предлагаю поговорить о самооценке ребёнка,  и почему необходимо научить ребёнка оценивать свой труд.
           Итак, всё по порядку. Первоклассник. Система безотметочная. Всё прекрасно, всё хорошо. Его хвалят, значит он - молодец. Ведь он так старался, хотел сделать правильно. Как правило, у  первоклассника высокая самооценка.
         Что же происходит во втором классе? Система отметочная. Ребёнок стал получать отметки не те, которые ожидал получить. У многих детей самооценка резко снижается. Это связано с с повышением критичности школьников к себе, их возрастающей способностью ориентироваться на качество результатов своей учебной работы. Здесь нужна помощь взрослых, которые помогут выделить критерии оценивания своей работы.
          Родители могут и должны разъяснить ребёнку, что отметка зависит от качества выполнения задания. В учении важны реальные знания, трудолюбие, ответственность, потребность в получении новых знаний. Самое важное - родители должны верить в ребёнка, в его возможности.
     Что рекомендуют психологи? Ребёнку нужно помочь правильно и самостоятельно оценивать результат своей работы.
         При выполнении домашнего задания можно проверить, насколько у ребёнка развит учебный самоконтроль.
             Учебный самоконтроль включает три основные составляющие:
1) умение с первого раза понять любую учебную задачу;
2) самостоятельно до конца сделать учебное задание;
3) самостоятельно проверить сделанное задание.
Для проверки первой составляющей, надо попросить ребёнка повторить, что он сейчас будет делать. Если ребёнок без труда повторяет и готов делать задание, то первая составляющая учебного самоконтроля у него развита. Для проверки второй составляющей учебного самоконтроля дайте возможность ребёнку самому сделать задание. Если увидите, что ребёнок неверно делает задание, предложите ему вспомнить инструкцию. Если ребёнок постоянно спрашивает, так ли он делает, постарайтесь не давать никаких оценок, лучше подбодрите ребёнка ( "делай до конца сам, ты же хорошо понял задание, у тебя получится") или вернитесь к первому шагу - предложите вспомнить инструкцию.
     После того, как ребёнок закончит выполнение задания, не спешите сами оценивать, иначе ребёнок никогда не научится делать это самостоятельно и до конца школьных лет вам придётся с ним делать уроки. Помогите ребёнку самому проверить результат его работы с помощью вопросов: "Получилось задание? Что сделал хорошо? А где сделал не так?" Важно, чтобы ребёнок сам ответил на эти вопросы, сам нашёл и исправил допущенные ошибки. Только после этого родители могут высказать свою оценку результатам работы.
       Да, утомительно, но результативно. У ребёнка не только сформируется навык учебного самоконтроля, но активно будут развиваться внимание, память, мышление.
                 Во втором классе продолжается развитие основных познавательных процессов: восприятия, памяти, воображения, мышления, речи. Все познавательные процессы в этом возрасте становятся произвольными, продуктивными и устойчивыми. Это пока трудно для второклассника, и он быстро устаёт. Усталость эта происходит от неспособности ребёнка к физической саморегуляции. Поэтому детей необходимо учить рациональным приёмам использования своего времени.
            Внимание приближается к взрослой норме - объём меньше, а переключение больше.
            В целом улучшается механическая память. Но особенностью этого возраста является то, что у детей уменьшается объём памяти, поэтому необходимо обучать их приёмам рационального запоминания.
          В это время у учеников доминирует наглядно-образное и наглядно-действенное мышление.
          Абстрактное мышление развито ещё очень плохо, поэтому ребёнок с трудом понимает переносное значение слов, смысл пословиц и фразеологизмов. Практически всё сказанное понимается в буквальном смысле.
          Развиваются  все логические операции: сравнение, обобщение, анализ, синтез. Но часто ребёнок не может решить поставленную задачу из-за того, что не может её проанализировать.
          Рефлексия развита недостаточно хорошо, поэтому он всегда ориентируется на оценку взрослого. Кроме того, оценку он воспринимает, как оценку самого себя - любят его или не любят.
         Во втором классе у ребёнка продолжает формироваться мотивация к школе. Мотивация бывает:
1) негативная, когда ребёнку не хочется и не нравится ходить в школу. У таких детей даже при хорошем развитии психических процессов нет успешной обучаемости;
2) формальная, когда ребёнку нравится ходить в школу, но не для получения знаний, а ради формальных признаков: пообщаться с другими детьми, поиграть. У таких детей успеваемость обычно средняя;
3) содержательная, когда ребёнок любит ходить в школу, ему нравится получать новые знания. Такие дети обычно достаточно успешны.

      Исходя из вышесказанного, я бы хотела обратить внимание на развитие абстрактного мышления.
 Приведу примеры с уроков.
Изучаем словарное слово январь, как обычно записываем, ставим ударение, находим  орфограмму, затем придумываем однокоренные слова и составляем предложение с новым словом. Процесс затягивается. Ребята не могут составить предложение. Тогда я спрашиваю:
 - Январь - месяц какого времени года?
 Оказывается, это и весенний месяц, и осенний месяц, и даже летний. Наконец, находчивые дети придумывают такое предложение:
 - В январе стоит январь.
Логично. Я недоумеваю. Что делать? Наконец, Антон произносит:
 - В январе все деревья в серебре.
Ура! Спасибо С. Маршаку и Антону, который кстати воспользовался мнемотехническим приёмом, т. е. строчка из заученного стихотворения пригодилась на уроке русского языка.

Второй пример:
 - В каком значении употреблено слово золотой в предложении:
У певца золотой голос.
Некоторые дети записали, что голос золотой, потому что сделанный из золота.
Такие ситуации, возникающие на уроках, показывают почему необходимо развивать абстрактное мышление детей.

Предлагаю родителям ответить на вопросы небольшой анкеты:

·Умеет ли ваш ребёнок фантазировать и мечтать?

·Любит ли ваш ребёнок перевоплощаться?

·Может ли подробно пересказать то, что увидел и услышал?

·Легко ли заучивает наизусть заданный материал, стихи?

Результаты анкеты:

3 — 4 «ДА» - у вашего ребёнка огромные потенциальные возможности развития хорошей памяти и высокого уровня мышления, главное - не упустить сейчас этот момент.

2 — 4 «НЕТ» - у вашего ребёнка может быть и нет такого огромного потенциала, но сейчас наступил самый благоприятный период развивать мышление и память вашего малыша и достичь высокого уровня.

         В возрасте 8-9 лет у ребёнка закладываются все предпосылки и наступает благоприятный период к развитию долговременной памяти. Систематически в разных формах повторяя материал, заучивая наизусть и периодически повторяя стихи, правила, таблицу умножения мы развиваем долговременную память.
        У ребят-второклассников хорошо развита зрительная и эмоциональная память,
но открывается сензитивный период для развития слуховой и двигательной памяти. Это благоприятный период для начала занятий в спортивных секциях, музыкальной школе.
        Уважаемые родители, предлагаю вам несколько игр для развития у детей памяти, мышления, воображения, речи:

Игра с палочками. Водящий выкладывает фигурку из палочек. Ребёнок повторяет, можно на время, можно усложнить, закрыв фигурку и предложить выложить по памяти.

Покупки в магазинеНа диване разложить несколько вещей. Попросить принести вещь не называя её, а по описанию. Потом поменяться ролями.

Ассоциации
Играют 2 и более человек. Первый говорит, например « Я-гроза» второй и остальные называют ассоциации «А я - туча», «Я-зонтик», «А я лужа» и. т.д.
Можно усложнить, изображая эти предметы. Кто не находит ассоциацию - выбывает.

Рассказы на тему «Что мог бы рассказать мой портфель»
«Разговор двух тетрадок»
«Что видел сегодня цветок на окне»
«Если бы я был волшебником» и. т.п.

Неполная фигура
На листе изображены круг, треугольник, квадрат, прямоугольник, прямая и. т.д.
Нужно нарисовать предметы, либо целую картину.

«Что пропало?» или «Что появилось?»
На столе 10 предметов. Ребёнок смотрит 1-2 минуты. Отворачивается, 1-2 предмета убираются. Ребёнок должен назвать что пропало. В качестве водящего может быть и взрослый. Аналогично проводится игра «Что появилось?»

Что в коробке?
Взрослый прячет предмет в коробку и даёт его описание словесно. Ребёнок отгадывает. Потом можно поменяться ролями.

Я знаю 10 названий...
Водящий берёт мяч и говорит «Я знаю 10 названий деревьев — берёза — раз...»
и передаёт мяч другому. Кто не может продолжить - выбывает из игры. Аналогично берутся названия игр, машин, сказок, писателей и. т.д.

Благодарю за внимание! Буду рада, если вы воспользуетесь рекомендациям.
                                                                                                                        Материал взят здесь












0 коммент.:

Отправить комментарий

Ваши комментарии приветствуются! Обязательно на них отвечу!
Чтобы вставить изображение, используйте теги:
[im].....[/im] - для маленькой картинки
[im#]...[/im] - для большой картинки
Изображение должно быть ссылкой из интернета!